Одной из наиболее насущных проблем автомобилистов является постоянный риск появления ржавчины на корпусе автомобиля. Возникновение ржавчины происходит при окислении железа кислородом в воде или на воздухе с повышенной влажностью. Этот чисто химический процесс может быть ускорен, если наряду с водой в окружающей среде появятся соли.
В этом случае чисто химическая реакция становится электрохимической, и разрушение металла происходит в разы интенсивнее. Железо, выполняющее роль анода, теряет электроны — окисляется, а на катод, роль которого могут играть различные металлические примеси в составе кузова, будут стекаться свободные электроны, используя соленую среду в качестве электролита. При этом следует помнить, что появившаяся на поверхности металла ржавчина (Fe 2O 3) не защищает неповрежденную поверхность от дальнейшего разрушения.Зная теоретическую основу процесса появления ржавчины, становится понятным, почему в зимнее время кузов ржавеет интенсивнее, особенно в моменты, когда коммунальные службы посыпают дороги солью, чем стимулируют создание благоприятной среды для прохождения электрохимического ржавления. В борьбе с появлением ржавчине на корпусе авто применяются три основных метода.
- Пассивный. Железный корпус изолируется от внешнего воздействия влаги, кислорода и соленой среды. Для решения этого вопроса можно использовать лакокрасочное или гальваническое покрытие. Первый способ гораздо дешевле, однако требует частого обновления предохраняющих слоев. В обоих случаях необходим постоянный визуальный контроль над появлением царапин, трещин и других повреждений в покрытии и немедленное устранение их. К пассивным методам относится регулярная чистка и помывка корпуса авто с нанесением на поверхность автомобиля восковых шампуней, создающих условия для более интенсивной сушки поверхности и отвода воды от металлических частей авто.
- Активный метод или воскование. Применение в борьбе с образованием ржавчины химически активных покрытий. Используется для образования дополнительного защитного слоя поверх уже имеющегося лакокрасочного слоя. Воскование проводится с помощью специальных мастик, спреев, защитных смазок и выполняется в наиболее подверженных коррозии местах кузова — порогов, днища, арок. Перед нанесением такого дополнительного слоя поверхность должна быть тщательно очищена от загрязнений и высушена.
- Третий тип защиты — электрохимический, при помощи станции катодной защиты. Используется для устранения потока свободных электронов в корпусе авто, перенаправления электрохимической реакции с деталей кузова на замещающие катоды. Таким образом, вместо элементов корпуса автомобиля коррозийному разрушению подвергается специальный, дополнительно установленный электрод.
В случае использования любого из трех или комплекс из всех вышеприведенных типов защиты можно добиться высокой эффективности в борьбе с ржавчиной. Однако, возможны непредвиденные случаи или ошибки исполнителей, которые все же приведут к образованию ржавчины. В этом случае необходимо сразу же принимать энергичные экстренные меры.
В первую очередь удаляется уже образовавшаяся ржавчина. Этот процесс осуществляется при помощи слабого раствора щелочной кислоты и тщательной механической обработки пораженной поверхности. При работе с химическими веществами следует строго следовать инструкциям, так как кислота может начать разрушать основной металл.
Для повышения эффективности химической борьбы с ржавчиной изобретены специальные преобразователи. Суть работы этих преобразователей (модификаторов) ржавчины заключается в образовании при помощи химической реакции специального слоя танита железа, получаемого из оксида железа (той самой ржавчины). Необходимо просто зачистить пораженное ржавчиной место кузова до чистого металла и покрыть его преобразователем. Затем необходимо выждать несколько часов для завершения реакции. Очищенное и покрытое преобразователем место будет иметь характерный зеленый окрас, свойственный таниту железа. В состав некоторых преобразователей входят полимеры, что позволяет использовать их еще и как грунтовку.
После обработки проблемных мест преобразователями следует произвести шпаклевку, грунтовку и покраску. Использование метода электрохимической защиты при помощи гальванизации определенных частей корпуса, например покрытия цинком, можно выполнять как самостоятельно, так и в специальной мастерской. При этом достигается более высокая степень защиты, чем при обычной покраске.
Свежие комментарии